17.12.2019
Традиционно, очень много говорится про важность цели для коммерческой организации. Безусловно, целеполагание важно, но есть одна тонкость. Целеполагание определяет точку В – место куда хотим попасть. Но без знаний точки А – места где мы сейчас находимся, есть опасность пойти по неверному окольному пути. Чтобы оценить текущее состояние, используют различные методы анализа. Один из самых популярных – SWOT анализ. Известность этого универсального метода не случайна. Это базовый инструмент оценки и фундамент для планирования и целеполагания.
SWOT – акроним (Strengths – сильные стороны, Weaknesses — слабые стороны, Opportunities – возможности, Threats – угрозы)
Суть анализа в исследовании положительных и отрицательных внутренних сторон с учетом влияния внешней среды.
SWOT-анализ был придуман в 1963 году гарвардским профессором Кеннетом Эндрюсом. Это универсальное средство аналитики и диагностики. Сфера применения безгранична: бизнес, политика, наука, социальные институты – все может быть объектом анализа. Он нашел применения даже в далеких от бизнеса дисциплинах, например, в диагностике личных качеств человека. И все-таки, основная сфера применения – бизнес.
SWOT обычно представляют в виде матрицы пересечения осей «среда» и «факторы»:
Преимущества и недостатки метода SWOT
Плюсы метода:
1.Метод универсален с точки зрения выбора объекта анализа. Может использоваться как для анализа компаний (и даже целых отраслей), так и для анализа отдельных направлений, подразделений или продуктов. Любые ресурсы, люди, явления – все может быть объектом анализа. Например, SWOT-анализ широко применяется в психологии.
2.Метод подходит как для широкого анализа, например, компании в целом, так и для узких сфер деятельности, например, можно анализировать только логистику компании. Или только продажи.
3.Метод подходит для разных уровней управления (стратегический, тактический или оперативный) и разных горизонтов планирования. Долгосрочная стратегия или текущие оперативные задачи – везде можно применить SWOT.
4.Метод прост. Для его освоения не нужна специальная подготовка, знания в области менеджмента или обучение. Проводить анализ можно прямо «с листа». Читаем, что делать и тут же делаем.
5.Основное преимущество анализа – взгляд на картину в целом. Он позволяет подняться над ситуацией и взглянуть на нее если не сверху, то хотя бы со стороны. Всего в четырех квадратах отражается самое важное, и если проводить процедуру тщательно, то можно получить достаточно цельную и объективную картину.
Естественно, у SWOT-анализа есть и недостатки
Минусы метода:
1.В общем случае (к частным перейдем в конце статьи), анализ не учитывает значимость факторов. Провели анализ, выявили десять сильных сторон против одной слабой. 10:1 – счет в нашу пользу, все замечательно. Но степень влияния факторов может быть разной. Один жирный минус может перечеркнуть десять слабых плюсов.
2.Подход не системный. Факторы идут линейным списком, без учета взаимных связей и влияния друг на друга. Любая компания – система. И простым перечислением преимуществ и недостатков сложно точно описать ситуацию.
3.Анализ лишь ставит диагноз, не назначая лечения. То есть, текущая ситуация становится ясна, но что делать дальше – непонятно. SWOT-анализ прост, но простота лишь в исполнении процедуры. Интерпретировать результаты, составить план и приступить к действиям – отдельный, более высокий уровень мастерства.
Практическое применение SWOT
Довольно теории, перейдем к практической реализации. Для примера, объектом анализа будет коммерческая организация. По шагам пройдем по всей процедуре SWOT-анализа, затем попытаемся устранить недостатки и попробуем, если не сформировать план действий, то хотя бы сделать правильные выводы.
Выявление сильных и слабых сторон. Внутренний аудит компании
Составьте списки сильных и слабых сторон компании. В этом деле есть свои тонкости. При выявлении сторон, учитывайте три момента:
1.Временной горизонт составления SWOT-анализа. Может случиться так, что сильная сторона на коротком сроке планирования, окажется слабой в стратегическом масштабе. И наоборот.
2.Сильные и слабые стороны это факторы внутренние, имеющие смысл только внутри компании. Но компания существует не в вакууме. Сила и слабость часто понятия относительные. Мы сильны или слабы не сами по себе, а относительно кого-то. Поэтому, как обязательную часть выявления силы/слабости используйте старый добрый конкурентный анализ. Сравните себя с конкурентами:

3.Постарайтесь быть объективными. Наверное, полная объективность существует только в идеальном мире. Тем не менее, постарайтесь. Если компания в кризисе, мы невольно будем делать акцент на слабых сторонах, не замечая сильные. Если все замечательно, то розовые очки не дадут разглядеть недостатки.
Проверьте все факторы, действительно ли они внутренние? Если окажется, что в списке есть фактор, который вы не можете изменить и на который вы не имеете влияния – фактор внешний. Сильной или слабой стороной он считаться не может. Смело переносите его в следующий список: возможности и угрозы внешней среды.
Выявление возможностей и угроз. Как внешняя среда влияет на компанию
Ключевое отличие внешних факторов от внутренних – они находятся вне зоны контроля. Их нельзя изменить, можно только к ним адаптироваться.
На какие стороны внешней среды обратить внимание:
· Политика (общая ситуация в регионе, стране, мире)
· Клиенты
· Поставщики
· Динамика рынка
· Конкуренты
Одна из составляющих внешней среды – конкуренты. Внимательный читатель спросит: но позвольте, мы же проводили конкурентный анализ при выявлении сильных и слабых сторон, получается и тут тоже? Нет. В предыдущем пункте мы сравнивали себя с конкурентами. В анализе внешней среды мы определяем влияние конкурентов на компанию. Разберемся, как провести черту между сравнением и влиянием.
Как не перепутать внешние и внутренние факторы
Запутаться на самом деле несложно. Например, ваши цены выше, чем у конкурентов. Что это? Угроза рынка (конкурентов) или слабая сторона компании? Ключ в определении зоны влияния. Если вы можете повлиять на параметр, то это внутренний фактор. Не можете – внешний. На примере цен, внутренней слабой стороной будут высокие цены из-за высоких издержек или неудачного выбора поставщика. Внешней угрозой – демпинг конкурентов.
Вы можете, по крайней мере, теоретически, влиять на издержки и выбор поставщика. И не можете влиять на действия конкурентов. Грань очень тонкая, но разобраться надо. Дальнейшие действия будут сильно зависеть от правильного определения внутренний это фактор или внешний.
В результате анализа, у вас должна получиться такая таблица:
Убираем недостатки анализа
В начале статьи мы говорили, что SWOT-анализ не учитывает важности отдельных факторов. Скорректируем недостаток, присвоим каждому фактору параметр «Вес». По шкале от 1 до 10:
10 – максимальное влияние, критически важный фактор.
1 – фактор почти не оказывает влияния, можно его игнорировать.
Проранжируем по факторам и определим среднее значение:
У вас получится такая таблица:

Согласитесь, картина проясняется. Теперь становится понятнее, насколько уверенно и надежно чувствует себя компания.
Что делать с результатами анализа
Анализ провели, таблицу составили, что делать дальше? SWOT-анализ в чистом виде не дает ответа на этот вопрос. Но по результатам анализа можно определить направления стратегического планирования.
Рассмотрим комбинации факторов. Для этого составим таблицу с пересечениями:
Поле СИВ. Зона роста, быстрого и мощного развития. Убойная комбинация сильных сторон компании с возможностями, которые дает внешняя среда.
Что делать: Разрабатывать стратегию, как с помощью сильных сторон максимально использовать возможности рынка.
Поле СЛВ. Зона потенциала. Шанс использовать благоприятные возможности за счет развития слабых сторон.
Что делать: разрабатывать стратегию, как с помощью возможностей внешней среды компенсировать или устранить слабые стороны.
Поле СИУ. Зона защиты. Оборона от внешних угроз с помощью сильных сторон компании.
Что делать: попытаться с помощью сильных сторон защититься от внешних угроз.
Поле СЛУ. Зона риска. Слабости компании сочетаются с внешними угрозами. Как ни парадоксально, этой зоне надо уделить максимальное внимание. Симбиоз неблагоприятных внешних факторов с внутренней слабостью способен пошатнуть или даже полностью разрушить бизнес. Будьте осторожны!
Что делать: работать над слабостями. Мы живем в реальном мире, организаций без слабых сторон не бывает. Задача – снизить вес слабых сторон и прикрыть их влияние сторонами сильными. И держать постоянно эту зону в фокусе внимания.
Дальнейшая интерпретация результатов и разработка плана действий выходит за рамки SWOT-анализа.
Поведем итог: SWOT-анализ – универсальный, простой и удобный инструмент диагностики бизнеса. Результаты важны для выработки стратегии развития предприятия. А недостатки анализа можно сгладить, если применить дополнительные инструменты.